Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИКТ на уроках музыки в МБОУ «СОШ №126»
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 3115
Печать

Использование ИКТ на уроках музыки в МБОУ «СОШ №126».

     В наше времP1030452 я условия работы учителя музыки коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью. Ученик живёт в технологической атмосфере, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процесс, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.      

 

     В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.

 P1030449

     Администрация школы предоставила в кабинет необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, синтезатор, домашний кинотеатр). Это позволило органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока.

 

     Создавая презентации для уроков, необходимо использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме: «Зима в музыке» включены произведения трех авторов : П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

 

    При проведении уроков музыки в комплексе используется ряд цифровых средств обучения:

  •  · видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
  •  · синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  •  · дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
  •  · звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  •  ·P1030446 литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;
  •  · творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

 

     В современной жизни невозможно представить себе популярную музыку без электромузыкальных инструментов. Эта музыка звучит везде: по телевидению, радио, в концертных залах, на сцене, дома. Поэтому невозможно воспитать детей только на классической музыке, иначе уроки будут несовременными, неинтересными, но делать это нужно осторожно. Следовательно, перед образовательными учреждениями возник вопрос о внедрении электромузыкальных инструментов, в частности синтезатора. Таким образом, синтезатор позволяет открывать интересные перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьёзного педагогического осмысления. Но не следует заменять звучание “живых” инструментов синтезатором – фортепиано, баян, аккордеон и т.д. В основном синтезатор будет применяться при анализе инструментальной музыки (при показе тембров инструментов) и при обобщении тем четвертей (проведение музыкальных викторин, уроков – концертов) .Каждый педагог должен по – своему применить синтезатор на уроках музыки, придерживаясь учебных задач, музыкальных увлечений – своих и своих воспитанников. С ним каждый учитель откроет для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности.

 

     Сегодня компьютер, аудио- и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная фонотека – собрание звукозаписей на CD, DVD диски. Наша жизнь немыслима без телевидения, Интернета. С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира.

     Компьютер нового поколения Apple i Mac, цифровое фортепиано Privia PX – 330, студийный микрофон, домашний кинотеатр: DVD-приставка, телевизор ЖК и музыкальный центр открывают широкие возможности для работы учителя музыки и для развития музыкально-творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

     Мы применяем компьютер в таких направлениях, как слушание музыки (Apple i Mac дает возможность воспроизведения во всех форматах) и анализ музыкальных произведений, изучение истории и теории музыкального материала, создание собственных музыкальных программ и музыкальных композиций, получение разнообразной музыкальной информации с использованием сети Интернет.

     Используя возможности компьютера и прикладных программ, мы составляем презентации по музыке по различным темам, начиная со 2-го класса, что позволяет разнообразить уроки, делать их интереснее. Презентации для знакомства с жанрами музыкального искусства демонстрируются нами, например во 2-х классах по теме: «Танцы, танцы» (Программа по музыке Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой), для знакомства с творчеством композитора по теме: «Не молкнет сердце чуткое Шопена» в 4-х классах, а также для ознакомления с музыкальными культурами разных стран мира различных эпох и музыкальными инструментами в 6-, 7-х классах.

     С 4-го класса учащиеся уже сами составляют презентации по изучаемым темам и защищают свои творческие проекты, например по теме: «Святые земли русской».

   С помощью компьютера осуществляются и виртуальные экскурсии в театры оперы и балета, филармонии, просматриваются видеофрагменты опер, балетов, инструментальных концертов, рассматриваются портреты композиторов и исполнителей, фотографии, иллюстрации, а также используются блок-схемы (например для сжатия и систематизации материала по теме: «Циклические формы инструментальной музыки» в 7-х классах) и музыкальные тесты.

   Цифровое фортепиано Privia PX – 330 используется нами как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности и на занятиях с вокальной группой. Например, на уроках музыки во 2-х классах в 1- четверти по теме: «Музыкальные инструменты»  учащиеся получают возможность познакомиться с тембрами различных инструментов, прикоснувшись самим к клавишам цифрового фортепиано. Данное цифровое пианино имеет 250 тембров, разделенных на 8 групп, и встроенные демонстрационные мелодии. Эффект реверберации позволяет создать атмосферу и качество звучания как в большом концертном зале филармонии, что применяется нами, например, на уроках в 7-х классах по теме: «Инструментальный концерт». Встроенный метроном используется при изучении темы, связанной с ритмами, темпом, пульсацией ( можно задать от 2-х до 6 долей в такте).

     Для развития творческих способностей учащихся используется функция автоаккомпанемента. Данное цифровое пианино имеет 180 встроенных моделей автоаккомпанемента. Учащиеся выбирают сами музыкальный стиль начиная с классического и кантри до джазового или рока. Функции режима аппликатуры аккордов позволяют с успехом изучать понятие лада в музыке. Для развития музыкально-творческих способностей учащихся используется также функция автогармонизации. Она автоматически добавляет гармонизирующие ноты к нотам мелодии. Автогармонизация применяется нами, например, во внеурочной деятельности со 2-ми классами. Учащиеся играют « попевку» : «До, ре, ми – это ёжики пришли» и добавляют гармонию в любом стиле, например кантри, или просто ноты, образующие аккорд. Цифровое фортепиано дает возможность создать свой собственный музыкальный стиль, минусовую фонограмму и даже свое музыкальное произведение.

    Студийный микрофон используется нами в занятиях с вокальной группой для записи исполнения произведений для голоса с помощью компьютера в целях выявления ошибок в звучании, а также для создания концертных фонограмм.  

     Анализ результатов анкетирования учащихся, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

 

 

Вопросы учителям МБОУ «СОШ №126» можно задать на рейтинговом форуме портала.

Приглашаем Вас пройти стажировку на базе лучших школ региона -  (3852) 361980  (Никулина Алена Васильевна)

 

Создано 17 Октябрь 2012

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИКТ на уроках музыки в МБОУ «СОШ №126»

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 491.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 недель тому назад
    Александр Лунев » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    3 недель тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 недель тому назад
    Тамара Викторовна Колесник » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    1 месяц тому назад
    Артем Николаевич Никитин » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 месяцев тому назад
    Ирина Алексеевна Губина » 5.00 балла(ов)
 

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )