Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИнформационно-образовательная среда школы как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
Просмотров: 4953
Печать

Информатизация образования – один из приоритетных вопросов государственной политики, о чём свидетельствует проект «Наша новая школа» и выступления и обращения Президента.

Все государственные инициативы и нововведения направлены на приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями современного общества, осуществляя деятельность в 4 направлениях:

• Техническом оснащении

• Создании информационного образовательного пространства

• Формировании информационной культуры

• Внедрении новых информационных технологий

Но, несмотря на все усилия извне, практически значимые модели информатизации школы могут появиться только в результате преобразований, которые происходят в действующих образовательных учреждениях.

Наш педагогический коллектив самостоятельно выработал не только применимые способы и регламенты учебно-воспитательной работы, но и отобрал для себя наиболее подходящие модели использования ИКТ, скомпоновал из них то, что действительно обеспечивает желаемую организацию учебного процесса.

Процессы информатизации опираются на существующие федеральные и региональные законы, постановления, программы и локальные акты школы – должностные инструкции, положения, программы, приказы, которые образуют нормативно-правовую базу внедрения ИКТ.

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

• Стратегия развития информационного общества в Российской федерации до 2015 года;

• Решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2011 года;

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.07.2009 №17-110 "Об обеспечении защиты персональных данных";

• Письмо Министерства образования РФ об организации работы в сети Интернет в образовательных учреждениях № АС283/03 от 19 марта 2007 года;

Системообразующими технологиями, применяемыми в МБОУ «Первомайскаясош», являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в тесной интеграции с педагогическими.

На протяжении последних 3-х лет, в рамках реализации проекта «Наша Новая Школа» в школе велась работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды, созданию современных и комфортных условий как для учащихся, так и для учителей. Самые передовые достижения науки и технологии внедряются и используются в образовательном процессе. Результатом этой работы является 100% обеспеченность рабочих мест учителей компьютерным и проекционным оборудованием. Наличие выделенных серверов, локальной сети позволяет иметь постоянное подключение к сети Интернет в любом учебном кабинете. Мобильность в организации образовательного процесса обеспечивается наличием у учителей и учащихся портативных компьютеров (---- ноутбуков) с которыми можно свободно перемещаться по зданию.

Одной из ключевых задач программных документов является повышение эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе.

В начале декабря 2010 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по реализации своего Послания Федеральному Собранию (30 ноября 2010г.). Одним из них является разработка каждой школой до 1 марта 2011 года на основе инициативы "Наша новая школа" проекта перспективного развития с предусмотренным механизмом его реализации.

Компоненты информационно-образовательной среды

image001

 

Для того чтобы организовать в школе целенаправленную работу формированию насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС), нужно иметь представление ее структуре и основных компонентах.

Для достижения целей школьного проекта информатизации образования решение комплекса задач сводилось к развитию и совершенствованию каждой компоненты. В ходе реализации проекта мы достигли определенных результатов, а также продолжили работу по совершенствованию каждой составляющей.

Укрепление материально-технической базы (аппаратная компонента)

• 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;

• создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;

• обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;

• увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной.

 

 

Освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) (информационная компонента)

• приобретение серверного и другого программного обеспечения (ПО), позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;

• формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения, в т.ч. учителями и учащимися других школ;

• формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения, в т.ч. учителями и учащимися других школ;

• перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере с возможностью его физического переноса в другие образовательные учреждения;

• совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу «единого окна»;

• совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

Подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях насыщенной ИОС, информационного общества (кадровая компонента)

image003• система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;

• интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

• проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИК-технологий;

• информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, электронный журнал).

Комплексное решение вопросов методической поддержки учителей, интеграция педагогических и ИК-технологий способствует достижению профессионального уровня ИКТ-компетентности учителей, достижению современного уровня качества образования.

Набор правил взаимодействия между различными компонентами информационно-образовательной среды (регламентная компонента)

o локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);

o должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;

o приказы директора;

o договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

Направления развития и совершенствования

информационно-образовательной среды

Многолетняя и целенаправленная работа по развитию каждого направления позволили достичь :

o высокого уровня информатизации учебного процесса, интеграции педагогических и ИК-технологий;

o существенных изменений ценностных ориентаций педагогов в организации учебной деятельности, в педагогических технологиях, в способах организации личного информационного пространства.

Технологии и сервисы локальной сети

image005В данном разделе представлено краткое описание технологий и сервисов, которые были апробированы и внедрены в практику работы МБОУ «Первомайская сош» на протяжении последних трех лет. Они позволили нам в значительной мере повысить эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, способствовали существенному изменению информационно-образовательного пространства школы, достижению нового уровня качества образования.

Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов, осуществляется на web-сервере школы. На том же сервере организована единая база данных, содержащая аннотированный каталог образов дисков и ЦОР. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов, с их подробным описанием, осуществляется через школьный сервер.

Работа с централизованным банком образов дисков эффективна не только по причине быстрого поиска и установки, но и тем, что физические CD-носители со временем могут выходить из строя (царапины и другие механические повреждения

По состоянию на январь 2011 года база данных щколы содержит свыше более 250 образов дисков по всем школьным предметам с общим информационным объемом свыше 100 гигабайт.

Сайт образовательного учреждения

Невозможно переоценить роль сайтов в формировании эффективной информационно-образовательной среды современной школы.

С позиции собственного опыта мы глубоко убеждены в обязательном наличии у каждой школы:

• Интернет-сайтов учителей предметников.

• Электронных лабораторий учителя

• Сайта образовательного учреждения.

Особенности сайта МБОУ «Первомайскаясош»

Практически все школы сегодня имеют собственный сайт в сети Интернет. Как правило, их контент представляет собой традиционный набор разделов для родителей, учителей, учащихся, информацию о школе (история, расписание и т.п.). Чем интересен сайт школы?

Помимо традиционных разделов, мы стремимся делать все возможное, чтобы наш сайт выступал не только как публичный орган информации, но и являлся дидактическим инструментом учителей при организации различных форм дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, давал возможность каждому учителю не только использовать имеющиеся на сайте ресурсы, но и принимать участие в их коллективном развитии и совершенствовании.

Важным является и то, что учителя, вне зависимости от своего географического места нахождения, могут принимать участие в совместном развитии и совершенствовании ресурсов через Интернет.

С начала 2010/2011 учебного года, в школе, в рамках мероприятий по дальнейшему совершенствованию информационно-образовательной среды, в экспериментальном режиме ведется работа по переходу на использование комплексной информационной системы СЕТЕВОЙ ГОРОД (© "ИРТех" г. Самара). На сайте школы есть специальнаяссылка, через которую осуществляется вход в СЕТЕВОЙ ГОРОД.

Внутришкольная система методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий

Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, с 2008 года в школе начала функционировать внутришкольная система постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ.

Основные направления ее деятельности:

• проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных и долгосрочных семинаров в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей;

• оказание (на постоянной основе) индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;

• распространение имеющегося и приобретенного опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами школы мастер-классов, деловых встреч, семинаров по вопросам методики и практического применения ИК-технологий;

• изучение рынка полезных web-сервисов и образовательных технологий, доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации. Изучение, ознакомление и обучение педагогов данным технологиям в целях дальнейшего использования в педагогической практике.

Создание системы постоянной методической поддержки педагогических работников в области ИКТ, на наш взгляд, должно стать одним из важных направлений деятельности администрации по созданию условий для успешной реализации проекта информатизации школы, творческого роста педагогов.

Нормативно-правовая сторона системы регулируется внутренними локальными актами – положением, приказами директора школы.

Ответственность за организационные мероприятия и постоянное функционирование системы может быть возложена на заместителя директора, курирующего вопросы информатизации.

Занятия с группами педагогов проводит заместитель директора по информатизации, учителя информатики, учителя, имеющие положительный опыт использования ИКТ.

Совместная деятельность директора, заместителя директора по информатизации и педагогического коллектива включает в себя разноплановую работу. Прежде всего, это постоянно действующие долгосрочные семинары, групповые занятия и индивидуальное консультирование, оказание методической и технической помощи учителям по всему спектру вопросов, связанных с информатизацией.

В рамках системы методической поддержки, работа с учителями может выстраиваться по следующим направлениям:

• реализация долгосрочных и краткосрочных семинаров для учителей школы по совершенствованию/приобретению новых компетенций в области ИКТ (сайт учителя-предметника, технология видеомонтажа, технология создания видеопрезентаций, технология использования электронного журнала, организация дистанционного взаимодействия с учащимися и т.п.);

• обучающие мастер-классы по инсталляции и методике приемам эффективного использования цифровых образовательных ресурсов (в т.ч. НФПК, ФЦИОР);

• обучающие мастер-классы по использованию ЦОР при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА;

• обучающие мастер-классы, обмен опытом между учителями по приемам эффективного использования интерактивной доски и проекционного оборудования;

• подготовка специального раздела сайта и постоянное обновление коллекции аннотированных и систематизированных по предметным областям ссылок на образовательные ресурсы Интернет в помощь учителю, систематическое ознакомление учителей с новыми поступлениями в указанные разделы;

• привлечение учителей к практике постоянного размещения на сайтах школы методических статей, описания проведенных образовательных событий, передового педагогического опыта;

• помощь учителям при подготовке и проведении ими открытых учебных занятий, участии в городских, окружных, всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях.

Помимо основных направлений деятельности системы, учителям постоянно, вне расписаний, должна оказываться консультативная и техническая помощь и по множеству других, «частных» вопросов, имеющих отношение к информатизации. Как показала практика, большинство педагогов гимназии удовлетворены результатами проделанной работы за последние три года.

Об эффективности функционирования системы методической поддержки учителей в области ИКТ, администрация школы может судить по многим показателям, в т.ч. и по результатам анкетирования, которое целесообразно проводить среди учащихся и учителей не менее одного раза в год.

Показателями эффективности сопровождения профессионального роста учителя, системы методической поддержки могут быть:

• динамика роста качества обученности учащихся на основе используемых в тесной интеграции педагогических и ИК-технологий (результаты ЕГЭ, ГИА, олимпиад, конкурсов);

• результаты участия учителей в профессиональных конкурсах (Педагог года, творческих лабораторий, лучший сайт школы, лучший сайт учителя и др.);

• количество созданных, поддерживаемых и эффективно используемых предметных сайтов;

• общий уровень информационной культуры и ИК- компетентности учителей и учащихся.

Заключение

МБОУ «Первомайская сош» готова к сотрудничеству. В рамках договорных отношений могут быть реализованы следующие направления совместной работы:

• оказание консультативной помощи в организации локальных сетей образовательных учреждений и другим техническим вопросам;

• участие в работе по созданию единой городской информационно-образовательной среды, ресурсного центра (как вариант – на основе СЕТЕВОГО ГОРОДА);

 

Губайдуллина Марина Николаевна

С. Черёмное Павловский район

МБОУ «Первомайская СОШ»

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Компоненты информационно-образовательной среды

Для того чтобы организовать в школе целенаправленную работу формированию насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС), нужно иметь представление ее структуре и основных компонентах.

http://vio.uchim.info/Vio_95/cd_site/article_img/sh1.jpgДля достижения целей школьного проекта информатизации образования  решение комплекса задач сводилось к развитию и совершенствованию каждой компоненты. В ходе реализации проекта мы достигли определенных результатов, а также продолжили работу по совершенствованию каждой составляющей.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
Создано 10 Январь 2013

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИнформационно-образовательная среда школы как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 486.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Ответить в теме на форуме
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Выражена благодарность: krot
    2 часы тому назад
    Артём Николаевич Никитин » 5.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Получена благодарность от: Наталия
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Получена благодарность от: Наталия
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Выражена благодарность: leeloo1000
    2 часы тому назад
    Елена Геннадьевна Воронина » 5.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

Читать подробнее »

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )