Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокПути повышения информационной насыщенности урока
Автор: Администратор портала
Просмотров: 1914
Печать

В статье рассматриваются вопросы организации обучения в условиях адаптивной школы с использованием ИКТ. Описано использование ИКТ на уроках истории. Представлен опыт работы по формированию информационной компетенции обучающихся. Рассматриваются разные пути повышения информационной насыщенности урока.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

ВИДЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:

1. Уроки демонстрационного типа - информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока).

2. Уроки компьютерного тестирования - они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.

3. Уроки тренинга или конструирования - учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой для достижения цели.

4. Интегрированные уроки.

Для подготовки презентации ученик должен:

  •  провести научно-исследовательскую работу;
  •  использовать большое количество источников информации;

Это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью ИКТ, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

На уроках истории и обществознания использую программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, работа в Publisher (подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов). Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаются презентации к урокам. Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объём производства, уровень безработицы, процесс ценообразования). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных. В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Кроме этого используем программное обеспечение. На базе мультимедийного учебника по истории России предлагаю различные конкурсы («Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии, и биографические справки из раздела «Персонажи»), «О каком событии нам поведал документ» (формируется на основе подборки документов), «Узнайте гимн», «Исторический комментарий» (например, фотографии), «Определите эпоху, в которую написана песня»). При работе с программным обеспечением различного типа можно выделить следующие принципы:

- программа должна быть понятна;

-управление максимально простым;

- возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством;

- программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды)

Использование электронных приложений возможно на разных этапах урока истории. Например, во время проверки домашнего задания можно организовать фронтальную работу с классом, предложив обучающимся решить тесты, установить соответствие, исключить лишнее понятие, аргументировано пояснить, по какому принципу организован ряд, состоящий из исторических персоналий, дат, событий или терминов. При этом можно провести данную работу как письменно, так и устно, предложив детям увлекательную игру – соревнование. Слабоуспевающим обучающимся – решить кроссворд, путаницу; сильным детям можно предложить задания повышенного уровня, например, заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках. А для проверки первичного понимания обучающимися изучаемого материала, можно предложить следующие задания: «Исключите лишнее», «Лингвистический конструктор».• Организуя этап творческого применения и добывания знаний, предлагаю детям задание «Заполните пропуски в предложениях», для коллективного решения, а затем, комментирую полученный результат.

• Используя такие задания как: «Путаница», «Кроссворд», «Соотнесение», «Пиши правильно», организовываю не только глоссарный контроль, проверку понимания обучающимися терминологии, но и правильности написания исторической терминологии. Особое место ИКТ занимает в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Возможности ИКТ использую и для закрепления материала, и для контроля. Для этого подойдут тесты, викторины, кроссворды, которые нужно не только отгадывать, но и придумывать самим. Можно также предложить следующие задания: вписать недостающие в тексте слова, дополнить начатые фразы, составить синквейн по изучаемой теме, расшифровать информацию.

Одно из направлений применения ИКТ — работа с сильными учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним повышенный интерес. Суть работы заключается в следующем:

После завершения изучения темы учащиеся, просматривают соответствующие презентации, делают необходимые записи в тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем приступают к работе (индивидуально). Что и как конкретно использовать, учитель решает сам, в зависимости от уровня развития своих учеников, типа урока и технических возможностей.

Таким образом, систематическое использование ИКТ на уроках приводит к целому ряду важных последствий:

- резко возрастает уровень использования наглядности;

- повышается производительность труда учителя и учащихся;

- устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и ИКТ;

- появляется возможность организации проектной деятельности уч-ся;

- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, особенно увлеченными ПК;

- учащиеся начинают воспринимать ПК не как увлекательную игрушку, а как универсальный инструмент для работы в любой сфере деятельности.

Поскольку на таких уроках включается зрительная память, яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение, запоминание и понимание отдельных тем.

 

Юлия Ивановна Волкова,

учитель истории

с. Советское, 2012

Создано 07 Февраль 2013

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокПути повышения информационной насыщенности урока

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 491.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    4 недель тому назад
    Мария Юрьевна Филонова » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 месяцев тому назад
    Марина Геннадьевна Моисеева » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 месяцев тому назад
    Александр Лунев » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    3 месяцев тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 месяцев тому назад
    Тамара Викторовна Колесник » 5.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

  • Нет сообщений для показа

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )