Лет 10 назад термины: «компьютеризация», «информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» пугали многих опытных преподавателей, в том числе и меня. Информатизация образования выступила на качественно новый уровень: решалась задача массового использования компьютерных технологий в образовании. Я понимала, что работа с картинками и таблицами на уроках в начальных классах осталась в прошлом веке, необходимо исключать из практики непродуктивные формы и методы работы. Моё внимание привлекала новизна этих технологий.
«Хочешь быть впереди? Не стой, а беги!» Это крылатое выражение стало моим девизом. Освоив работу на компьютере, пройдя курсы, научилась создавать презентации, строить таблицы, диаграммы.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения благодаря новизне работы с компьютером;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию, применяя разноуровневые задания);
• повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
• активизировать познавательную деятельность учащихся.
Применение богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.
Я стала все чаще проводить нестандартные уроки по предметам с применением компьютера и мультимедийного проектора, детям гораздо интереснее на таких уроках. Лучше идет усвоение учебного материала. Намного проще и удобнее вести урок, когда идет демонстрация слайдов. Применение на уроках ИКТ, делает их необычно интересными и разнообразными, что способствует заинтересованности детей к предмету. Уроки становятся наиболее наглядными, а как известно, наглядность - это основной «конек» учителей начальных классов.
Урок с компьютером дает возможность развивать у детей умения планировать свою учебную деятельность, выбирать уровень сложности заданий, оценивать свой уровень знаний. Таким образом, компьютер помогает учителю сделать обучение личностно-ориентированным.
При грамотном использовании компьютер может выступать средством индивидуализации и дифференциации учебного процесса (использование компьютерных тестов, многократное повторение предметного материала), что в свою очередь приводит к повышению качества знаний, умений и навыков учащихся.
На уроке компьютер выступает в роли универсального технического средства обучения и развития, так как дает возможность работать с разными видами информации. На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия», видеоролики, мультимедийные курсы по предметам, тестовые задания, презентации.
Я научила ребят подбирать информацию, материалы и создавать презентации. Начиная с 3 класса, ребята с удовольствием используют свои презентации, как в урочной, так и внеурочной деятельности: на классных часах, праздниках, родительских собраниях. Работу с компьютером можно использовать на любом уроке в начальной школе.
Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать по математике суть задач на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием. Раньше такая наглядность выполнялась на бумаге, где пешеходы, велосипедисты, автомобили двигались с разными скоростями, но в рисунках не хватало одного – движения. Времени на создание рисунков уходило много, а «продукт» получался разовый. Я подобрала необходимые картинки из Интернета, используя компьютерные эффекты анимации, создала коллекцию анимационных картинок. Эффективность их использования на уроках высока. Составляя, таким образом задачи, я использую их многократно, так как условия легко заменяемы, и можно одну и ту же задачу использовать много раз, упростив или усложнив ее.
Иллюстрированные загадки, анаграммы, головоломки, кроссворды, ребусы, появляющиеся на экране, избавляют учителя от доски и мела, экономят время, а урок делают наглядным и разноцветным.
Чаще всего я использую мультимедийные презентации и применяю их на разных этапах урока. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Презентация позволяет осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками.
Нина Александровна Негрей,
учитель начальных классов
с. Советское, 2012
Создано 07 Февраль 201313.12.2016
Региональный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2016» («ИКТО-2016») Учредитель и организаторы 1. Учредителем Конкурса является Главное управление образования и...
01.04.2015
ScratchJr полноценный инструмент для ознакомления детей с принципами программирования. Приложение является дополнением к большому проекту Scratch,...
18.11.2012
1 ноября 2012 года Лицей № 130 «РАЭПШ» принимал гостей из Алтайского края, Новосибирска, Красноярска, Томска и Новокузнецка. Это...
07.02.2017
Сегодня, 7 февраля, многие специалисты и просто любители высоких технологий и техники отмечают «Всемирный день робототехники». Существует несколько дат, претендующий...
12.04.2013
В марте 2013 года прошел очередной международный фестиваль творческих открытий и инициатив "Леонардо". Фестиваль рассматривает роль Человека в его...