Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИспользование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 1607
Печать

Прилуцкая Светлана Николаевна, учителя начальных классов МБОУ "Лицей №2"

В стандартах  второго поколения  говорится, что  целью образования является развитие у детей универсальных учебных действий.

Разработчики стандартов во главу образования ставят личность ученика с творчеством мышления, способностью к рефлексии и самопознанию, умению обучаться, работать в коллективе.

Я считаю, что повысить мотивацию школьников,  можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий.

В своей педагогической деятельности я выделяю несколько направлений использования данных технологий.

Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

Следующее  направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках, электронные справочники, записи русских и зарубежных писателей. Всё это доступно в свободном пользовании.

Ещё одно  направление  использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.  Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint  либо SmartNootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски.

Четвёртое  направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в моей работе, я отмечаю образовательные порталы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog/;

Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

Детские электронные презентации и клипы http://www.viki.rdf.ru/

Педсовет: сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/load/

Пятое   направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах.  Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу,  проанализировать какие – то моменты. После окончания  конкурсов  появляется  чувство уверенности в себе,  огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать  работу с учениками, коллегами.

Мои публикации находятся на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», nsportal, сайте образовательного портала «Мой университет», сайте фестиваля-конкурса ИКТО, сайте АКИПКРО, сайт УГА.

Я также убеждена, что  использование этого направления с детьми тоже влияет на качество их образования. Для детей образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность. Помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью конкурсов ученики могут проверить умения не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. И, конечно, конкурсы объединяют учеников, учителей, родителей. Побуждают их к сотрудничеству.

В этом учебном году мы приняли участие во всероссийском дистанционном конкурсе «Осень в поэзии» - 3 место среди 4 классов, участвовали в олимпиаде  по новому предмету ОРКСЭ, в краевом этапе Всероссийского конкурса «Я – исследователь» - заняли 6 позицию из 53, Всероссийский конкурс «Мои первые открытия» - ждём результаты.

Ещё одна из форм использования информационных технологий - это повышение   своего педагогического мастерства на дистанционных курсах повышения квалификации, участие в профессиональных форумах, работа в сетевых профессиональных ассоциациях.  Летом  я проходила  дистанционные курсы по теме  «Основы преподавания курса ОРКСЭ» в АКИПКРО, осенью по теме «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе» при Академии АйТи. Повысить педагогическое мастерство можно, посетив сайт образовательного портала «Мой университет». Работа на форумах, в сетевых ассоциациях – бывает разной. Это и решение технических вопросов, и обсуждение методических материалов, актуальных вопросов.

По всем направлениям использования информационных технологий я стараюсь координировать работу творческой группы учителей. Наша группа занимается по теме «Возможности использования информационных технологий в условиях реализации ФГОС НОО».

Считаю, что эта тема актуальна в данное время. Так как процессы реформирования образования предъявляют новое требование и к результатам обучения учащихся – это личностное развитие на основе освоения УУД и особое требование к преподаванию.

Я хочу подробнее остановиться на моменте использования в работе учителя начальных классов  электронно-образовательных ресурсов. ЭОРы на разных этапах урока выполняет различные дидактические функции. Данные ресурсы используют для более эффективной организации этапа постановки учебной  задачи на уроке, моделирования понятий, формирования практических умений и навыков, для создания проблемных ситуаций. Применение ЭОР возможно при организации фронтальной, групповой, индивидуальной работы.

Приведу несколько примеров использования  ЭОР из Единой коллекции, направленные для формирования разного вида УУД у учащихся.

Ресурс «Звук ударный и безударный». Учитель предлагает понаблюдать за ударными и безударными гласными. Сделать вывод, правописание букв каких гласных звуков может вызвать затруднение при письме?

Т.о. формируются познавательные УУД младших школьников, позволяющие им делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Для формирования регулятивных УУД необходимо проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать собственную работу. Применяется ресурс «Работа с алгоритмом» - материал, иллюстрирующий алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

-Посмотрите алгоритм работы.

Достоинство данного материала связано и с тем, что ученики учатся графически выделять буквы безударных гласных и гласных в проверочном слове.

-И вот к чему пошагово дети должны прийти.

Ресурс «Кто прав?» позволяет определять критерии оценки и оценивать выполненное сказочными героями задание, находить ошибки в определении понятия корень и подборе однокоренных слов. Формируются регулятивные УУД, умение корректировать деятельность: вносить изменения с учётом ошибок, намечать способы их устранения, осуществлять пооперационный контроль, анализировать собственную работу. Возможна организация работы в парах или в группах, что формирует коммуникативные УУД.

Ресурс «Рассели слова по домикам» вырабатывает умение классифицировать слова, выделять группу однокоренных слов, то есть формируются познавательные УУД.

-Это анимированный кроссворд, который также предполагает ошибочный и правильный варианты.

В Единой коллекции ЦОР представлены ЭОР по всем изучаемым в начальной школе дисциплинам, которые созданы в соответствии с требованиями ФГОС.

Хочу показать ещё один ресурс по математике «Замкнутые и незамкнутые кривые», где можно просмотреть формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Ресурс даёт наглядное представление о кривых.  Посмотрите.

Развиваются регулятивные УУД – это умение удерживать внимание, сохранять заданную цель.

Познавательные – это умение преобразовывать модель, анализировать объекты с целью выделения признаков, синтезировать информацию.

Коммуникативные – это умение сохранять дружеские отношения с окружающими людьми, понимание возможности различных мнений.

Личностные результаты – это положительное отношение к учебной деятельности, адекватная реакция на оценки.

Рассмотренные ЭОР более полно и глубоко раскрывают предметное содержание урока, лучше формируют предметные умения, позволяют достичь личностные и метапредметные результаты обучения. Данные ЭОР соответствуют

-общепедагогическим требованиям интерактивности, так как развивают самостоятельность учащихся;

-технологичности, поскольку могут воспроизводиться в школьных условиях;

-наглядности, системности и доступности;

-соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Таким образом, деятельность учителя в информационной образовательной среде на уроках в соответствии с требованиями ФГОС позволяет решить одну из важных задач обучения в современной начальной школе и благотворно сказывается на образовательном процессе.

Так в своей работе я имею:

рост положительной мотивации на уроках;

повышение уровня использования наглядности;

качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

рост качества знаний.

Источники:

Ефимчук И.Г. Формирование культуры младших школьников / И.Г. Ефимчук  // Начальная школа плюс До и После. – 2011- № 11

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондракова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009

Создано 18 Март 2014

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокИспользование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 486.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 126.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Ответить в теме на форуме
    49 минуты тому назад
    Алексей Александрович Ушаков » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Получена благодарность от: ic99aau
    51 минуты тому назад
    Алексей Александрович Ушаков » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Выражена благодарность: Tani4ka
    51 минуты тому назад
    Татьяна Рогова » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    7 дни тому назад
    Татьяна Рогова » -1.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    1 неделя тому назад
    Лидия Максимовна Шильникова » -1.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

Читать подробнее »

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )