Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокМультимедийный урок. Что это?
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 1357
Печать

Мультимедийный урок. Что это?

 

Мультимедийный урок - это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. 

В многочисленных статьях, посвящённых данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта.  К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д. 

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная тем или иным автором разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определённые результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Мультимедийный урок преназначен для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний.

Следует сразу определить: благодаря чему усилится обучающий и воспитывающий эффект урока, или это будет просто дань новомодным увлечениям? Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приёмы педагогической техники. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.

Какие вы знаете презентации?

Официальная презентация – это официальные отчёты, доклады, рефераты и т.д. Здесь необходимы строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Анимационные эффекты строго дозированы, развлекательный элемент сведён к минимуму. Необходимо чётко структурировать материал, свести к минимуму вводные слова, использовать крупный текст. Слайд на экране должен находиться не менее 10-15 секунд, но и не более 40-60 секунд. 

Официально-эмоциональная презентация - это отчёты перед коллективом единомышленников. По мере показа презентации в ней может появляться все больше анимационных эффектов, больше фотографий, хотя начиналась презентация в виде официального документа. Например, можно представить себе ситуацию, в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации. 

«Плакаты» и «Тезисы» - подобные презентации заменяют простейшие средства технического сопровождения. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. При этом желателен единый шаблон оформления. Например, презентация в формате «Тезисы» является эффективной заменой классной доски. Вместо того чтобы писать пункты, используются слайды с написанными тезисами. Появление этих тезисов может быть анимировано, чтобы подчеркнуть начало нового раздела (подраздела). Фактически, такая презентация представляет собой конспект доклада. Практика показывает, что такая, казалось бы, скучная и не иллюстративная презентация, оказывается, очень полезна слушателям (ученикам, коллегам), как краткая запись опорных моментов доклада.

Если же в такой презентации еще сделать краткие записи в заметках к каждому слайду, то раздаточный материал (распечатанный и розданный до занятия) будет очень полезен. Запоминаемость речи намного возрастет и будет лучше понята. 

«Двойное действие» - это тип презентации на слайдах, которых, помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Например, в случае «пояснений», рассказывая об устройстве танка Т-34, следует привести визуальный материал – фотографии танка, а в текстовом материале сообщить его тактико-технические характеристики. В случае «расширений», оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводятся данные о боевом применении танков, об искусстве танковых прорывов и т.п. В сопровождающем рассказе не касаются содержания текстов. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия: зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорится, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Можно построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот. Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычным воздействиям – зрительному и слуховому, появляется третье. Такая загрузка слушателя, вероятно, наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла – географии, истории, мировой художественной культуре.

Презентации–опросы содержат вопросы–задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученные явления. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Возможны такие презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала.

Презентации - объяснения нового материала. Такие презентации открывают перед учителем новые возможности, например: на уроке-лекции можно проследить историю того иного открытия, проиллюстрировать последние достижения науки и техники, показать современные устройства, принципы действия, которых основаны на изучаемом явлении, продемонстрировать портреты выдающихся учёных и т.д.

Презентации - повторения пройденного материала. Такие презентации позволяют использовать ранее подготовленные для изучения нового материала, которые можно быстро и качественно редактировать.

Интерактивный семинар (урок) - если планируется провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.
Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на неправильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.

Несколько особняком стоит такая презентация, как рекламный (информационный) ролик. Здесь требования совершенно иные, чем раньше. Задача информационного ролика – привлечь внимание. 
Следовательно, в презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть наглядные материалы, рассчитанные на быстрое восприятие.
Может быть много анимационных эффектов (но не чрезмерно много!). На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок.
Должны быть броские или хотя бы понятные заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки, но вовсе не обязательно давать возможность досконально вникать в материал.
Соответственно возникают требования к композиции презентации, к её монтажу. К таким рекламным роликам вполне применимы обычные приёмы построения киносценариев, особенно, как для остросюжетных детективов. А именно – интригующее (или хотя бы интересное) начало. Затем – нарастание темпа событий, а в конце – уже полный калейдоскоп событий.

Создано 18 Март 2014

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

  • Конкурс  «НОВАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАНИИ»...

    Конкурс «НОВАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАНИИ»...

    11.03.2014

    ПОЛОЖЕНИЕ О порядке организации и проведения открытого благотворительного конкурса «НОВАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАНИИ» конкурс социокультурных проектов Программа «Книжная культура» Программный блок «Наука, образование, просвещение», 2014...

  • Новый сайт LEGO Education Russia...

    Новый сайт LEGO Education Russia...

    06.12.2016

    Друзья! У LEGO Education для вас не просто хорошие, а отличные новости! Сегодня, 6 декабря, мы запустили новый сайт, наполнив...

  • Общественные эксперты ИКТО-2016...

    Общественные эксперты ИКТО-2016...

    18.12.2016

    Немного о конкурсе Положение регионального конкурса "Информационно-коммуникационные технологии в образовании 2016" ИКТО-2016. Победители конкурса. СОСТАВ оргкомитета регионального конкурса «Информационно-коммуникационные технологии...

  • Бесплатные он-лайн курсы по робототехнике...

    Бесплатные он-лайн курсы по робототехнике...

    28.05.2014

    Проект «Универсариум» предлагает бесплатные курсы по робототехнике для педагогов и учеников, которые расположены по адресам:Введение в практическую электронику - http://universarium.org/courses/info/326Распознающие...

  • Эксперты конкурса ИКТО-2015...

    Эксперты конкурса ИКТО-2015...

    13.12.2015

    СОСТАВ жюри регионального конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2015» Дюкова Евгения Петровна, начальник сектора информатизации образования Главного управления образования и...

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяОпыт внедрения ИКТОпыт базовых площадокМультимедийный урок. Что это?

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 486.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Ответить в теме на форуме
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Выражена благодарность: krot
    2 часы тому назад
    Артём Николаевич Никитин » 5.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Получена благодарность от: Наталия
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Получена благодарность от: Наталия
    2 часы тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Начисление 5 баллов (за спасиб
    Выражена благодарность: leeloo1000
    2 часы тому назад
    Елена Геннадьевна Воронина » 5.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

Читать подробнее »

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )