Навигация:   ГлавнаяНовостиМетодика организации дистанционного обучения в рамках курсов по ГОУ
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 709
Печать
Дистанционный курс повышения квалификации был разработан на основе анализа опыта КГБУ ДПО АКИПРКО и других учреждений в организации дистанционного обучения, в том числе всероссийского масштаба.
Сделана попытка решить ряд проблем, которые сопровождают технологию дистанционного обучения, в том числе связанных с отсутствием  вербального общения преподавателя (тьютора) и обучаемого (слушателя курса).
Учебный курс по проблемам внедрения АИС Сетевой город был основан на использовании платформы Moodle.
Одной из проблем дистанционного обучения, в отсутствии возможности прямого  контроля работы слушателя со стороны тьютора, является попытка обучаемого сразу перейти к выполнению задания, без изучения всего необходимого учебного материала, пропуская целый фрагменты теории. Другой проблемой, при отсутствии возможности ежедневного контроля, является нарушение ритма работы слушателя с материалами. У слушателя возникает соблазн выполнить все задания в последний момент, решая задания на формальном, минимальном уровне.
Для решения этих проблем материал курса разбит на учебные блоки, содержание которых можно изучить в течение недели. Доступ к учебным блокам предоставляется слушателям последовательно, с указанием точных сроков приема выполненных работ.
Вебинар, с которого начинается дистанционное обучение, кроме организационной роли и обеспечения целеполагания, обеспечивает персонализацию тьютора, демонстрирует слушателю человека, с которым он будет в дальнейшем общаться в невербальной форме.
Структура и алгоритм обучения в каждом учебном блоке единообразен и основан на работе с «информационными картами учебного блока». Это документ, который скачивается слушателем в начале работы с текущим учебным блоком, и который своей структурой определяет как задания, которые нужно выполнить слушателю так и порядок их выполнения.
Симметрично структуре информационной карты выстраивается порядок учебного материала в соответствующем ей учебном блоке. Задания в информационной карте учебного блока нужно выполнять последовательно, каждое задание является шагом к решению глобальной задачи учебного блока.
Учебный материал основан на видеолекциях, специально подготовленных для учебного курса и полностью согласующиеся с информационными картами. Длительность видеолекции 5-7 минут, ее содержание раскрывает не более одного вопроса учебного курса и обеспечивает понимание способа решения одной из задач, сформулированных в информационной карте. В видеолекции применяются различные способы подачи материала, графики, анимации, словесное объяснение. Их использование не только обеспечивает лучшее понимание материала, но и создают впечатление присутствие личности преподавателя, который сопровождает обучение слушателя. Важно, чтобы видеолекции были подготовлены с участием одного из тьюторов, который будет в дальнейшем сопровождать курс.  Все видеолекции были сделаны в одном стиле, и таким образом, чтобы было четко выражено обращение к аудитории. У слушателя не должно быть ощущения работы с автоматической компьютерной системой, он должен понимать, что среда, с которой он работает, является всего лишь посредником между ним и преподавателем, что преподаватель не абстрактное лицо, и он присутствует в курсе как личность. Видеолекции должны не просто излагать учебный материал, раскрывать проблему, но и воспроизводить все приемы преподавания, характерные для очной формы обучения, в том числе все приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Длительность видеолекции выбрана неслучайно, это время,  за которое можно изложить некий учебный материал, достаточный для начала самостоятельной работы слушателя, но не потерять его внимание и интерес.
Видеолекции, благодаря наглядности, могут полностью заменить преподавателя на этапе изложения нового материала, однако слушатели должны иметь возможность задать ему уточняющие вопросы, попросить дополнительных сведений и т.д., поэтому обязательным модулем каждого учебного блока является локальный, предназначенный только для обсуждения заданий текущей информационной карты, форум. Форум в дистанционном курсе также обеспечивает этап закрепления изучаемого материала. Работа слушателей в форуме обязательна, данное требование закреплено в каждой информационной карте курса, поощряется взаимоконсультирование, обсуждение учебного материала. Лучшие реплики оцениваются тьютором курса.
К каждому учебному блоку прилагаются вспомогательные материалы: справочники, методички, схемы, инструкции и другие материалы.
Теоретический материал закрепляется практической работой на учебном сервере АИС Сетевой город, доступном дистанционном слушателям курса, со стандартной учебной базой, в которой содержится информация о неком абстрактном общеобразовательном учреждении. Слушатели курсов работали директорами, учителями этого ОУ, выполняя типичные задачи разных групп пользователей. Видеолекции давали им все необходимые для работы инструкции в форме максимально соответствующей по доступности объяснениям преподавателя на очных занятиях. В случае затруднений проблемы слушателей решались в форуме текущей темы дистанционного курса.
 
Алгоритм работы с учебным курсом: Вебинар – начало работы с текущим учебным блоком: скачивание информационной карты – последовательный просмотр заданий – последовательное изучение видеолекций – последовательное выполнение заданий на учебном сервере АИС Сетевой город – обсуждение заданий в форуме, консультации тьютора – последовательное заполнение информационной карты - завершение работы с текущим учебным блоком: загрузка информационной карты – переход к следующему учебному блоку.
Работа с каждым учебным блоком начинает и завершается загрузкой информационной карты учебного блока. Заполнение информационной карты сопровождает работу слушателя в течение всего дистанционного обучения, она содержит не только задания, но и отчет о выполнении этих заданий.
Опыт проведения курсов на основе разработанной методики показал ее работоспособность, получены благоприятные отзывы, все слушатели, работавшие с материалами дистанционного курса, успешно достигли целей обучения. После курсов было собрана коллекция из сотен информационных карт, которые отражали отношение к проблеме использования автоматической информационной системы в административных и образовательных процессах общеобразовательного учреждения специалистов из десятков регионов России.
 
С учетом полученного опыта, имеющейся базы, КГБУ ДПО АКИПКРО готов к реализации аналогичных или более сложных проектов.
 
Логико-функциональная схема дистанционного курса

 
 
 
Логико-функциональная схема учебного блока дистанционного курса
  
 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
Создано 04 Июнь 2015

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяНовостиМетодика организации дистанционного обучения в рамках курсов по ГОУ

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 491.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    4 недель тому назад
    Мария Юрьевна Филонова » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 месяцев тому назад
    Марина Геннадьевна Моисеева » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 месяцев тому назад
    Александр Лунев » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    3 месяцев тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 месяцев тому назад
    Тамара Викторовна Колесник » 5.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

  • Нет сообщений для показа

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )