Навигация:   ГлавнаяНовостиМетеорологические наблюдения
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 1122
Печать

Земной шар окружён газовой воздушной оболочкой, которая называется атмосферой. В атмосфере непрерывно происходят различные физические явления: тепловые, электрические, световые и звуковые, движение воздуха в горизонтальном и вертикальном направлениях, образование облаков и туманов, выпадение дождя, снега и града, образование штормов и бурь.

 

meteor

Все эти явления возникают в результате происходящих в атмосфере разнообразных физических процессов. Наука, изучающая строение атмосферы, её свойства и физические процессы, происходящие в атмосфере, называется метеорологией.

 

Основной материал для изучения атмосферы метеорология получает при помощи систематических ежедневных наблюдений за явлениями, происходящими в атмосфере. Метеорологические наблюдения ведутся в различных частях земного шара на большом количестве пунктов – метеорологических станциях и постах, даже в труднодоступных районах. Работу таких метеостанций мне удалось наблюдать: Аккемскую – у подножья горы Белухи и самую высокогорную в России – Каратюрекскую - на склоне Катунского хребта.

 

Метеостанция Каратюрек находится на территории Усть – Коксинского района Республики Алтай. Станция создана в 1939 году, в наблюдениях никогда не было перерывов, даже в годы Великой Отечественной войны. В 2012 году в момент её посещения мною годичную вахту несли 3 метеоролога, снимая показания с приборов каждые 3 часа. Ровная площадка возвышается над лежащими внизу хребтами на высоте 2600 метров, со всех сторон продуваемая ветрами, скорость которых иногда достигает 40 метров в секунду. Температура зимой здесь опускается ниже 30 градусов, а летом не бывает выше 18 г

oborud

радусов. Все грузы доставляются вертолётом, до ближайшего населённого пункта – посёлка Кучерла – 30 километров по горной тропе. В 2010 году станции присвоено имя Райнгольда Яковлевича Гесса, заслуженного метеоролога, который курировал труднодоступные метеостанции. Горный Алтай славится голубыми оттенками всего – хребтов, рек, озёр, тайги. Но только здесь я поверила в яркую сочную синеву рериховских картин. Конечно, работники метеостанции не оторваны от мира: небольшой генератор вырабатывает   электрический ток, работает сотовая связь (МТС и Билайн), есть добротный тёплый с печным отоплением дом, баллоны с газом для приготовления пищи, разнообразные продукты, баня, но нет воды. Используют зимой талую снеговую, а летом – дождевую, которую собирают в специальные ёмкости. Но самым необычным был туалет над пропастью, в котором, по словам работников метеостанции, проходит страх только с годами пользования. Оказалось, что туалет на Каратюреке является «самой экстремальной уборной» в мире.

   Но это предисловие к тому, что в начале учебного года компанией «Интеком» нашей Топчихинской средней школе №1 был передан комплект лабораторного оборудования для наблюдения за погодой.

   В его состав включены термометры уличные, термометр максимально-минимальный, флюгер, чашечный анемометр, чаша и градуированная мензурка для сбора дождевой воды.

Для демонстрации показателей наблюдений за погодой в комплекте имеется настенная доска с фетровым покрытием, пластиковые карточки с застёжкой велькро и с отпечатанными на них условными обозначениями погодных факторов. Несмотря на большое значение влажности воздуха и атмосферного давления для состояния погоды и её прогноза, приборы для их определения в комплект не включены из-за трудности понимания их учащимися.pokaz

При работе с оборудованием были поставлены учебные цели:

  • Систематизация имеющихся у учащихся знаний, относящихся к понятию «погода».
  • Описание погодных условий на обиходном языке и изучение четырёх составляющих погоды – температуры, облачности, силы и направления ветра.
  • Освоение навыков чтения измерительных приборов.

   Температура воздуха регистрировалась на открытом воздухе, в затенённых местах, расположенных на высоте роста учащихся 6 класса в пяти местах на территории школы.

Особый интерес у учащихся вызвала работа с максимально-минимальным термометром, с которым они впервые познакомились при освоении всех приборов комплекта. Измеряющие жидкости термометра – ртуть и спирт. Верхние части обоих колен заполнены спиртом, нижние – ртутью. Над ртутью имеются индикаторные иглы из стали. При повышении температуры спирт в левом колене, расширяясь, давит на ртуть, передвигая её в правое колено. Ртуть в правом колене поднимает индикаторную иглу, показывающую максимальную температуру. Понижение температуры воздуха вызывает уменьшение объема спирта в левом колене. Ртуть в левом колене поднимается вверх, подталкивая вторую индикаторную иглу, которая укажет минимальную температуру воздуха во время измерения. При этом индикаторная игла в правом колене остаётся на месте, соответствующем максимальной температуре. Максимальную и минимальную температуру отсчитывают по нижним наиболее близким к ртути концам индикаторных игл.

   Направление ветра определяется по демонстрационному флюгеру, который устанавливается при каждом измерениuchitelи с помощью треноги на одной и той же высоте в одном и том же месте. Место выбрано на некотором удалении от здания школы, чтобы не было отклонения направления ветра, локального завихрения или затишья. Флюгер снабжён пластиковым круговым планшетом, к которому крепится на липучке компас. На планшете обозначены основные и промежуточные стороны горизонта. Сбоку к планшету крепится чашечный анемометр. Учащиеся знакомятся с обозначениями на шкале компаса и их представлением на планшете. Направление ветра определяется по делению компаса, соответствующему стороне, откуда он дует. Проволочная дуга флюгера указывает направление, откуда дует ветер, сама же лопасть флюгера непосредственно указывает направление, в котором дует ветер.

В 1805 году Фрэнсис Бофорт составил таблицу, в которой определил двенадцать различных значений силы ветра. Теперь эту таблицу именуют «Шкалой Бофорта».   В комплект лабораторного оборудования для определения силы ветра включен чашечный анемометр (греческое слово аnemosозначает «ветер»), на котором автоматически по шкале Бофорта определяется сила ветра. По силе ветра с помощью специальной таблицы можно определить скорость ветра.

Направление ветра на уровне облачности учащиеся научились определять по направлению, в котором облака движутся по небу. Определяется направление на север по компасу и раскладывается большая карта компаса на земле, затем не острие стрелки поворачивается в направлении, в котором перемещаются облака (хвостовая часть стрелки поворачивает также и зеркало), и таким образом облегчается чтение направления. Недостаток этого метода заключается в том, что ветер у земли часто не совпадает с направлением ветра на уровне облаков.

На примере лабораторного дождемера и лейки в помещении демонстрируется возможность измерения количества выпавших осадков.

ustanovkaТаким образом, с помощью имеющихся приборов в лабораторном комплекте можно систематизировать знания учащихся, относящихся к теме «погода», её составляющих – температуры, облачности, осадков, силы ветра; можно освоить навыки чтения показаний измерительных приборов, записей результатов в таблицу.

Учитель географии МБОУ Топчихинская СОШ №1 имени героя России Дмитрия Ерофеева Боровских Галина Ивановна

Создано 10 Февраль 2014

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяНовостиМетеорологические наблюдения

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 491.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 недель тому назад
    Александр Лунев » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    3 недель тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 недель тому назад
    Тамара Викторовна Колесник » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    1 месяц тому назад
    Артем Николаевич Никитин » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 месяцев тому назад
    Ирина Алексеевна Губина » 5.00 балла(ов)
 

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )