Прилуцкая Светлана Николаевна, учителя начальных классов МБОУ "Лицей №2"
Одним из главных вопросов, возникающих у учителей, является вопрос о том, чем различаются старые и новые стандарты? Разработчики Стандартов Нового Поколения говорят о том, что главными различиями в Стандартах являются:
-различия в целях и результатах образования;
-различия в структуре образования;
-различия в применяемых технологиях.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Первостепенной задачей школы всегда было обучение. Сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться.
Главная задача начальной школы – так организовать образовательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создание информационно-образовательной среды.
Что же такое информационно-образовательная среда?
Это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения – это и есть основное требование нового ФГОС.
Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Хочется отметить, что ИОС не равняется внедрению ИКТ – технологий в образовательный процесс, а информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня. Уже очевидно, что дальнейшее развитие образования так или иначе будет связано с всё более глубоким внедрением ИКТ – технологий для развития познавательной способности школьников.
Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:
информационно-образовательных ресурсов;
компьютерных средств обучения;
современных средств коммуникации;
педагогических технологий.
Как в ближайшем будущем должны измениться компоненты современного образовательного процесса для достижения реального нового качества образования? Что будет лежать на партах наших учеников: бумажный учебник или ноутбук? Как эффективно использовать имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях и на федеральных образовательных порталах?
Главное в «новой школе» — это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации ФГОС. Как будет меняться его роль в процессе познания мира? Каким должен быть урок согласно новым стандартам? Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Всё сказанное было теорией. Теперь хочу поделиться своим опытом работы по данному вопросу.
Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов является то, что именно он адаптирует школьников к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.
На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения:
при объяснении нового материала использую цифровые ресурсы: презентации, информационные Интернет-сайты (с ними я вас познакомлю на следующем занятии), информационные ресурсы на дисках;
при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, ребусы, компьютерные игры, печатный иллюстративный материал;
для самостоятельной работы учащихся используем цифровые энциклопедии, словари, справочники, интегрированные задания;
для исследовательской деятельности ребята используют сеть Интернета.
Для себя я поставила цель: научиться использовать разные ЭОРы, ЦОРы на этапе контроля знаний: А именно хочу освоить компьютерные тесты. Я узнала, что они есть открытые и закрытые. А также кроссворды (с автоматической обработкой результата).
В образовательной среде нашего класса компьютер для ребёнка выполняет различные функции: и учителя, и рабочего инструмента, и объекта обучения, и обучающей (игровой) среды. Но, осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности.
Создано 18 Март 201407.02.2013
В статье рассматриваются вопросы организации обучения в условиях адаптивной школы с использованием ИКТ. Описано использование ИКТ на уроках истории. Представлен...
10.04.2013
КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» являющиеся Организаторами мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы развития...
17.03.2015
__dq2CliaZA Опыт реализации открытого информационного пространства в общеобразовательной организации, на пример школьных СМИ: радио, газета, телевидение в МБОУ Прутская СОШ.
08.12.2017
Ваш Район (Город) ФИО (полностью) Профессия / должность Наименование вашей организации 2017 2016 2015 г. Барнаул Авдеев Александр Сергеевич Доцент кафедры ИСЭ ФГБОУ...
23.02.2014
С 1 сентября в 2 и 3 классах идет проектная деятельность. Проект имеет красивое название «Магия кристаллов». Главной целью проекта,...