Навигация:   ГлавнаяНовостиQR-code: Расширенная реальность или конструируем образовательное пространство
Автор: Алексей Александрович Ушаков
Просмотров: 1658
Печать

image

Современная школа представляет собой территорию сотворчества и сотрудничества. Доминирующая роль педагога в трансляции знаний ученику, имевшая смысл на уроках вчера, сегодня в условиях легкого доступа к разного рода информационным источникам стала менее значимой.

Современная школа — это и деятельностная школа, где содержание имеет только порог, но не потолок. Порог содержания задается требованием к результатам освоения основной образовательной программы на каждой ступени школы. Умение создать и организовать индивидуальное образовательное пространство создает предпосылки для личностного роста. Направление развития личности корректируется педагогами в зависимости от интересов и склонностей обучающегося к изучению предметных дисциплин, его психологических и физиологических особенностей.

Школа меняется технологически и содержательно. Принятие ФГОС начальной  и основной школы, разработка стандартов старшей ступени фактически является средством государственной политики в создании современной России.

 

Запросы современного общества ставят перед школой задачу подготовки социально-ответственного, активного выпускника — гражданина страны, на которого возлагаются большие надежды по устойчивому развитию всех сфер российского общества: социальных, научных, экономических, политических. Качественный рывок в совершенствовании направлений развития страны откроет новые горизонты для России в современном мировом сообществе.

Изменение содержания образовательных программ  в определенной степени определяет и технологическое изменение школы.

В этой статье предлагаю обратить внимание на вторую сторону изменения школы. Полагая, что любое технологическое изменение часто связано с модернизацией инфраструктуры школы и необходимостью дополнительного финансирования, мы намеренно раскроем скрытые возможности образовательной среды.

Прежде создадим портрет современного ученика, например, старшеклассника, который приходит в школу, претерпевающую сегодня колоссальные изменения?

Иоганну Гете, немецкому поэту, государственному деятелю, принадлежат слова «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Существует много современных изменений этого высказывания, осмелюсь сформулировать это высказывание следующим образом: «Скажи мне, что в портфеле современного ученика, и я скажу, кто он».

Что же приносит ученик на уроки?

Как правило, в сумке ученика XXIвека есть учебник по какому-нибудь предмету, пара тетрадей, иногда подготовленный для выступления доклад, телефон, все чаще ноутбук или планшетный компьютер. Реалия такова, что в школу приходит современный ученик — абориген IT-среды, прогрессивный, имеющий доступ к информационному полю в любом месте благодаря мобильным устройствам.

В области желаемого остается образ активного ученика, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

Притягательная IT-среда не всегда стыкуется с образовательной средой в школе, при этом признавая, что сегодня доля применения информационных технологий в работе педагога велика: проведение опытов с цифровыми лабораториями, обучение на интерактивных учебных тренажерах, организация сетевой и дистанционной работы и прочее. Насыщение школы техникой дает результат, когда она качественно применяется, когда с помощью нее строится диалог и взаимодействие. Это дополнительно вовлекает обучающегося и требует высокого уровня подготовки учителя помимо изыскания финансовых вложений самого образовательного учреждения.

По данным комплексного проекта модернизации образования за 2010 год число учащихся на один персональный компьютер в среднем составляет 20 человек по сравнению с 48 на 2005 год. Это значительный прогресс, но это все же означает, что в подавляющем большинстве школ нельзя посадить каждого ученика за компьютер для проведения тестирования, поиска информации для проектной деятельности, решению исследовательских задач, да и просто подготовке к домашнему заданию.

В этой ситуации надо искать возможности изменения общепринятой «разметки» пространства школы («нелюбимые» и «мало популярные» места в школе сделать более интересными) на основе имеющейся материально-технической базы. Важным достижением будет и иной взгляд на то, что «мешает» процессу обучения, как правило, это телефон, если сделать его необходимым перспективным инструментом-помощником.

В этой статье предлагаю обратить внимание на реализацию направления работы с пространством.

Технология, про которую буду говорить, называется «QR-кодирование».

QR-код (от английского quickresponse— «быстрый ответ») представляет собой двухмерный код, который может быть «прочитан» сканирующим устройством, а также мобильным телефоном или ноутбуком с видеокамерой, на который установлена программа для чтения QR-кода. В QR-метку помещается текст объемом до нескольких страниц, который может содержать гиперссылки. Читать раскодированную метку можно как с распечатки, так и с экрана.

Существует море программ бесплатных и платных по генерации и воспроизведению кода. Среди вариантов существующих программ по созданию и чтению QR-кодов на компьютере наиболее удобной и интуитивно-понятной в использовании является программа QuickMark (ссылка для скачивания стандартной версии: http://www.quickmark.com.tw/en/basic/downloadPC.asp; продвинутая версия программы позволяет дополнительно кодировать мультимедиа информацию: графические изображения, звуковые файлы). Интерфейс программы английский, но использование общепринятых пиктограмм позволяет любому пользователю ПК свободно работать с программой.

image

Для чтения двухмерного кода с телефона можно воспользоваться, например, программой KaywaReader (http://reader.kaywa.com/).

В данном QR-коде закодирована ссылка на короткий рассказ о кувшине X-XI века с мультимедиа сопровождением 3D-изображения кувшина (http://infostudio.ru/media/qr/kuvshin/).

Практика применения двоичного кодирования широко распространена в Японии, где впервые идея была реализована, и европейских странах. В Японии подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. С помощью QR-кода даже организовывают различные конкурсы и ролевые игры. Размещение QR-кодов на туристических объектах позволяет туристу легко ориентироваться в городе, узнавать интересную информацию о достопримечательностях.

В России практика использования QR-кодов только набирает обороты в рекламе, бизнесе. Сегодня возможности этой технологии кодирования информации практически не применяются в образовании, хотя простор для творчества огромен. Рассмотрю варианты, которые могут подвигнуть читателя к новым идеям и их  реализациям:

  1.  Школьный музей. Экспонаты школьного музея можно сопровождать QR-кодами, содержание которых может значительно превышать объем информации, что указана в карточке экспоната. Без куратора школьного музея посетители могут осуществить экскурсию. Для учащихся определенных возрастных категорий можно проводить игры и интеллектуальные соревнования. Например, каждый QR-код – это вопрос задание по музейной экспозиции, выполнив которое, получаешь ключ к следующему заданию.
  2.  Библиотека. С помощью QR-кодов можно создать «точки доступа» к ресурсам медиатеки, созданной в локальной сети школы; поместить рецензии учеников на форзац книги, привести аннотированный список произведений этого автора и др.
  3.  Учебное занятие. Вклеив QR-код на поля учебника можно расширить содержания изучаемого параграфа: вынести на поля параграфа проблемный вопрос, предложить дополнительный материал для изучения, обратить внимание на формулы, теоремы и законы необходимые для изучения темы. Используя возможности представления мультимедийной информации в QR-кодах, учителя иностранных языков могут записывать озвучивание лексических конструкций, учителя музыки могут предлагать материал для прослушивания. Фактически любая учебная аудитория становится независимой от наличия Интернета или специального компьютерного оборудования.
  4.  Здание школы и школьная территория. Ученики могут создать виртуальную экскурсию по школе для гостей, разработав идею экскурсии и реализовав ее содержательную часть в QR-кодах. Для приема иностранных делегаций можно в QR-код записывать информацию и на английском языке. На школьной территории можно организовать увлекательные образовательные квесты (от английского quest—  «поиск») с переходами по станциям, решениями разного рода заданий.
  5. 5.    Школьная выставка картин. В школе можно организовать выставку картин или фотографий и сопроводить qr-кодами, в которые ученики закодируют, например, историю создания  или интересные факты о своем произведении. А звук это будет, который можно прослушать в динамик телефона или планшетника или текст, который можно не только прочитать, но отправить по почте или распечатать, зависит только от создателей выставки.

В совместной работе обучающиеся и педагоги могут реализовать великое множество интересных проектов, в которых возможно использоваться двухмерное кодирование.

Говоря в общем, каждый человек организует пространство вокруг себя так, как ему необходимо и удобно. Эта статья предлагает способ изменения акцентов привычного нам пространства школы, будь то учебник или классная аудитория. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Обращу внимание только на вопрос целесообразности применения этой технологии в каждом конкурентом случае, ведь личное общение, самостоятельный поиск информации, исследование остается первостепенным.

Источник: http://elatypova.tumblr.com/post/30646742973/qr-code

Создано 05 Апрель 2014

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Читайте так же

Joomla! Україна
Навигация:   ГлавнаяНовостиQR-code: Расширенная реальность или конструируем образовательное пространство

Рейтинг лучших консультантов

  • Галина Гладченко
    Баллов: 724.00
  • Алексей Александрович Ушаков
    Баллов: 491.00
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Баллов: 474.00
  • Николай Александрович Тюнин
    Баллов: 262.00
  • Елена Геннадьевна Воронина
    Баллов: 131.00
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Баллов: 129.00
  • Вячеслав Витальевич Бондарчук
    Баллов: 124.00
  • Ирина Николаевна Пьянзина
    Баллов: 123.00
  • Тамара Николаевна Воронова
    Баллов: 123.00
  • Наталья Сергеевна Сухих
    Баллов: 99.00
 

Пользователи портала

Активность пользователей

  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    21 часы тому назад
    Мария Юрьевна Филонова » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    1 месяц тому назад
    Марина Геннадьевна Моисеева » 5.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    2 месяцев тому назад
    Александр Лунев » 5.00 балла(ов)
  • Ответить в теме на форуме
    2 месяцев тому назад
    Наталия Владимировна Скворцова » -1.00 балла(ов)
  • Новый пользователь
    Добро пожаловать!
    3 месяцев тому назад
    Тамара Викторовна Колесник » 5.00 балла(ов)
 

Последние сообщения с форума

  • Нет сообщений для показа

Новые комментарии

  • ИКТ0-2017.Статистика по конкурсным работам

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 20:19
      Я не Алексей Александрович, но хочется узнать - что вас запутало кроме размещения видеовыступлени я?
       
    • Татьяна Леонидовна Быкова Татьяна Леонидовна Быкова 28.11.2017 19:56
      Алексей Александрович, зачем так все запутано? Положение - основной и единственный документ, которым ...
       
    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 07:47
      По положению вы должны отправить на ikto-info@mail.ru пустое письмо. Вам автоматически приходит письмо ...
  • ИКТО-2017. Немного об общественных экспертах конкурса

    • Сергей Анатольевич Петровских Сергей Анатольевич Петровских 28.11.2017 08:22
      39 районов вообще никого не направили?? Неужели там некого?
  • Карта компетенций экспертов ИКТО-2017

    • Алексей Александрович Ушаков Алексей Александрович Ушаков 28.11.2017 15:32
      По центру рисунка идет горизонтальная пунктирная линия. От нее вниз на 14 строк вниз. 15 в ...

Топ комментаторов

  • Алексей Александрович Ушаков
    Алексей Александрович Ушаков
    56 ( +11 )
  • Владимир Васильевич Анисимов
    Владимир Васильевич Анисимов
    23 ( +3 )
  • Сергей Анатольевич Петровских
    Сергей Анатольевич Петровских
    8 ( +4 )
  • Администратор портала
    Администратор портала
    5 ( +1 )
  • Татьяна Леонидовна Быкова
    Татьяна Леонидовна Быкова
    5 ( 0 )